Государственная монополия внешней торговли: незаслуженно забытый советский опыт В своей предыдущей статье
«Международные клиринги: забытый инструмент, который очень нужен современной России» я писал о том, что в Советском Союзе методом проб и ошибок была создана уникальная система внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. Она состояла из трех основных элементов: 1) государственной монополии внешней торговли (ГМВТ); 2) государственной валютной монополии (ГВМ); 3) международных клирингов.
В предыдущей статье я говорил о международных клирингах как механизме расчетов по внешней торговле. Впрочем, Советский Союз не был пионером в деле использования валютных клирингов. Первые клиринговые соглашения появились на Западе в 30-е годы прошлого столетия, когда разразился мировой экономический кризис. СССР стал использовать клиринги лишь после второй мировой войны.
А вот по части ГМВТ и ГВМ Советский Союз был пионером. После второй мировой войны, когда на политической карте появились социалистические страны, они также стали вводить у себя ГМВТ и ГВМ. А на Западе и в странах «третьего мира» этих двух видов государственной монополии вообще никогда не было. Более того, Запад был крайне враждебно настроен в отношении ГМВТ и ГВМ в Советском Союзе.
После развала СССР и образования Российской Федерации стало действовать негласное табу на обсуждение и даже упоминание ГМВТ и ГВМ. Ибо это противоречило воцарившейся в нашей стране идеологии либерализма (в том числе экономического либерализма). Соответственно, современный среднестатистический гражданин РФ имеет весьма смутное представление об упомянутых двух видах государственной монополии. Попытаюсь в данной статье дать самое общее представление о государственной монополии внешней торговли.
В Большой советской энциклопедии (последнее издание) читаем: «
Монополия внешней торговли государственная - сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговлей страны».
Справедливости ради, следует признать, что присутствие государства в сфере внешней торговли (и вообще в сфере внешнеэкономических связей) было заметным еще задолго до рождения советского государства. Капитализм представляет собой такую экономическую модель общества, в которой внешнеэкономические связи выполняют жизненно важную роль. На этапе становления капитализма национальному бизнесу нужна защита от внешних конкурентов, поэтому государство проводит политику протекционизма. Оно прикрывает внутренний рынок с помощью таможенных импортных пошлин. Особо жестким был протекционизм, когда страны капитализма проводили индустриализацию. Так, в Великобритании с XVIII в. примерно по середину XIX в. проходила так называемая «промышленная революция». В этот период власти Британии проводили политику жесточайшего протекционизма.
На этапе укрепления позиций капитализма и его экспансии за пределы национальных границ государство оказывает содействие национальным компаниям в захвате внешних рынков, а также источников дешевого сырья. «Зрелый» капитализм просто не в состоянии существовать в рамках национальных границ в силу непреодолимого противоречия между накоплением капитала и ограниченной платежеспособностью внутреннего рынка.
Еще на заре европейского капитализма (XV-XVI вв.) появилась «школа меркантилистов», которая обосновывала особую роль государства во внешней торговле. Но при этом государство никогда не пыталось заместить частный бизнес в сфере внешнеэкономических отношений, занимаясь лишь их регулированием и поддержкой частного капитала.
Государственная монополия в сфере внешней торговли в нашей стране была введена декретом Совнаркома РСФСР от 22 апреля 1918 г. «
О национализации внешней торговли».
ГМВТ не имела исторических прецедентов. Государство стало единым и единственным участником торгово-экономических отношений, выступая в качестве посредника и «буфера» между национальными предприятиями и организациями, с одной стороны, и зарубежными компаниями и организациями, с другой. Удивительно, но ни в одном из программных документов партии большевиков до октября 1917 года требование о введении ГМВТ не присутствовало. Ни разу нигде не встречается даже сам термин «государственная монополия внешней торговли». Решение о введении ГМВТ было достаточно спонтанным. Но оказалось очень верным и болезненным для Запада, который вел борьбу с советским государством.
Некоторые большевики думали, что ГМВТ – временная мера. Ее связывали с введенным в стране «военным коммунизмом», который, как известно, в марте 1921 года был заменен на НЭП (новую экономическую политику). «Пламенные революционеры» полагали, что при НЭПе ГМВТ будет отменена. Однако
В.И. Ленин полагал, что ГМВТ надо сохранять и укреплять, что без такой монополии Россия неизбежно превратится в колонию Запада. Иначе говоря, ГМВТ – залог суверенитета советского государства.
Несмотря на это в ВКП (б) появились активные сторонники демонтажа ГМВТ в лице
Н. Бухарина, Г. Сокольникова, Г. Пятакова. Эти видные партийные и государственные деятели («группа Бухарина») и стоящие за ними капиталистические элементы в стране стали добиваться свободной связи с внешним рынком и замены монополии внешней торговли простыми таможенными барьерами. «Группа Бухарина» выдвинула также предложения об открытии ряда портов для свободного ввоза и вывоза товаров, об ограничении монополии внешней торговли лишь небольшим кругом товаров, об оплате сельским хозяевам их поставок на экспорт в иностранной валюте и т.п. В 1922 году развернулась очень серьезная внутрипартийная борьба по вопросу ГМВТ. В декабре 1922 года Ленин написал письмо, разоблачающее предательский характер выступлений Бухарина по вопросу ГМВТ. Письмо готовилось для оглашения на предстоящем пленуме партии. В конечном счете, притязания «группы Бухарина» удалось отвергнуть, пленум ЦК партии в декабре 1922 года и XII съезд партии (апрель 1923 г.) еще раз подтвердили незыблемость государственной монополии внешней торговли.
Однако противники ГМВТ не унимались. Начиная с 1923 года (когда Ленин уже фактически отошел от всех дел) борьбу за сохранение и укрепление ГМВТ в СССР возглавил
И. Сталин. Борьба была как идейная (Сталин немало писал и выступал по поводу ГМВТ), но и политическая. После высылки за пределы СССР Л. Троцкого, разгрома «новой оппозиции» (Бухарин, Зиновьев и др.) в СССР прекратились дискуссии по поводу того, насколько нужна государственная монополия внешней торговли, и как понимать эту монополию. Далее началась будничная работа по совершенствованию внешней торговли СССР. Подробнее о внутрипартийной борьбе по вопросу ГМВТ можно узнать из моей книги «
Экономика Сталина» (М.: Институт русской цивилизации, 2016).
ГМВТ подвергалась нападкам не только со стороны разных «оппозиций» внутри партии большевиков. Нападки шли также извне. На международных конференциях в Генуе и Гааге (1922 г.) Запад оказывал бешеное давление на советскую делегацию, добиваясь отмены в РСФР ГМВТ. Страны Запада, разорвавшие дипломатические отношения с нашей страной после октября 1917 года, выставляли условием восстановления этих отношений отмену ГМВТ. Советское государство выдержало это давление. Запад пошел на попятную. Нехотя признавая де-факто государственную монополию внешней торговли СССР. Впрочем, не только де-факто, но и де-юре. В торговом договоре с Италией от 7 февраля 1924 г. впервые была признана монополия внешней торговли и установлены в полном объеме права Торгпредства, как части полномочного представительства СССР в Италии.
После национализации внешней торговли в апреле 1918 г. внешняя торговля находилась в ведении Наркомата Торговли и Промышленности РСФСР (до июня 1920 г.), а затем Наркомата Внешней Торговли РСФСР (НКВТ). Имея местные отделения в различных районах РСФСР, НКВТ в соответствии с хозяйственной политикой военного коммунизма получал экспортные товары от соответствующих органов в порядке прямого распределения. Импортируемые товары НКВТ передавал для распределения, согласно импортному плану, специальным распределительным органам. Таким образом, внутри страны деятельность НКВТ не была связана с товарно-денежными отношениями.
До образования Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1922 году правительство РСФСР заключило ряд договоров с УССР, БССР и ЗСФСР об объединении органов, ведающих внешней торговлей. По этим соглашениям был создан объединенный Наркомат, координировавший внешнюю торговлю советских республик. С образованием СССР в его Конституции было зафиксировано, что руководство внешней торговлей является компетенцией верховных органов Союза. НКВТ РСФСР был преобразован в НКВТ СССР. Указанный наркомат выдавал лицензии на осуществление экспортных и импортных операций организациям, среди которых были не только государственные, но также частные и кооперативные организации и даже организации с участием иностранного капитала. И, конечно, НКВТ строго контролировал их деятельность.
Со второй половины 1920-х годов стали создаваться специализированные акционерные внешнеторговые общества. Они должны были обслуживать отдельные отрасли народного хозяйства. Акционерные общества специализировались на операциях по определенной номенклатуре товаров (хлеб, нефть, металлы, электротовары, химические товары, кожа и т. д.). Акционерные общества позволили в значительной мере устранить раздробленность и параллелизм в экспорте и импорте. Хотя они назывались акционерными, но почти все акции принадлежали государственным организациям, в некоторых случаях допускалось участие кооперативных организаций. К началу 1930-х годов в основном сложилась система государственной монополии внешней торговли СССР, которая в дальнейшем подвергалась лишь частичным переделкам и усовершенствованиям и которая просуществовала до «перестройки»
Михаила Горбачева.
Положение о ГМВТ было закреплено в сталинской конституции 1936 года. Статья 14 Основного закона СССР определяла, что внешняя торговля страны осуществляется на основе государственной монополии и подлежит ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления. Кроме того, в статье 77, где перечислялись общесоюзные народные комиссариаты, значился Народный комиссариат внешней торговли.
Через десяток с небольшим лет после того, как в СССР была введена ГМВТ, в мире разразился жесточайший экономический кризис (он начался с обвала на Нью-Йоркской фондовой бирже в октябре 1929 г.). Даже самые богатые страны мира (США, Великобритания) очень тяжело и долго переживали этот кризис. В экономике СССР благодаря ГМВТ никаких признаков этого кризиса не было. В стране проводилась индустриализация, происходило советское «экономическое чудо». За период существования ГМВТ в СССР (почти 70 лет) в мире случалось много экономических кризисов, но благодаря «буферу» ГМВТ, ни один из них не оказал негативного влияния на советскую экономику.
Запад периодически проводил разные подрывные акции против экономики СССР. Большинство из них были в виде блокад, санкций, эмбарго. И ГМВТ также хорошо защищала советскую экономику от этих враждебных действий. Одним словом, важнейшей функцией ГМВТ была
защитная.
Другая важнейшая функция ГМВТ –
созидательная. Благодаря ГМВТ экспорт и импорт советского государства удалось максимально мобилизовать на решение задач социалистического строительства, выполнение планов развития народного хозяйства СССР. Уже после второй мировой войны, когда на географической карте появился целый ряд социалистических государств, возник социалистический лагерь, ГМВТ стала важным инструментом международной социалистической интеграции. Более того, благодаря ГМВТ Советский Союз мог оказывать эффективную помощь тем странам развивающегося («третьего») мира, которые встали на путь некапиталистического развития.
Как я выше сказал, никаких радикальных перестроек система ГМВТ СССР с начала 30-х годов не претерпевала. Были лишь некоторые незначительные изменения. Например, после войны Наркомат внешней торговли (как и все другие наркоматы) был переименован в министерство. В 1953 году два союзных министерства - внешней и внутренней торговли - слились в Министерство внешней и внутренней торговли (как это было в 1925-1930 гг.). Однако через пять лет, в 1958 году опять произошло разделение на два министерства. Министерство внешней торговли СССР в таком виде просуществовало до развала Советского Союза в декабре 1991 года.
В организационном плане государственная система внешней торговли СССР после 1930 года стала включать следующие основные элементы: 1) Наркомат (Министерство) Внешней Торговли СССР; 2) торговые представительства СССР за границей; 3) всесоюзные экспортно-импортные объединения (к началу 1980-х гг. в стране имелось около 50 таких объединений); 4) Главное таможенное управление (перешло в систему МВТ СССР согласно Таможенному кодексу 1964 года). Кроме того, в систему внешней торговли СССР также входила Всесоюзная Торговая Палата СССР (ВТП). Формально палата имела статус общественной организации. Но фактически действовала в тесном взаимодействии с Наркоматом (Министерством) внешней торговли, оказывая содействие расширению внешней торговли СССР.
Уничтожение ГМВТ началось с 1 января 1987 г., когда правительство предоставило право проводить экспортные и импортные операции 20 министерствам и 70 крупным предприятиям. В дальнейшем список предприятий, имеющих право непосредственного участия во внешней торговле, постоянно расширялся. В том же 1987 году был принят и вступил в действие закон «О совместных предприятиях», который фактически обеспечил прямой доступ к природных ресурсам и внутреннему рынку страны иностранным компаниям. Подробнее об этом читатель может узнать из моей книги: «
Россия и Запад в ХХ веке. История экономического противостояния и сосуществования» (М.: Институт русской цивилизации, 2015).
Можно без преувеличения сказать, что демонтаж государственной монополии внешней торговли ускорил развал и гибель Советского Союза. Глядя на печальную картину социально-экономической деградации нашей станы, которая продолжается три с половиной десятка лет, почему-то вспоминаю слова И.В. Сталина, сказанные им еще в 1927 году: «
В самом деле, что могло бы означать для рабочих уничтожение монополии внешней торговли? Это означало бы для них отказ от индустриализации страны, от постройки новых заводов и фабрик, от расширения старых заводов и фабрик. Это означало бы для них наводнение СССР товарами из капиталистических стран, свертывание нашей индустрии в силу ее относительной слабости, умножение числа безработных, ухудшение материального положения рабочего класса, ослабление его экономических и политических позиций».
Что ж, если мы хотим возрождения России, то одним из первых пунктов программы такого возрождения России должно стать восстановление государственной монополии внешней торговли.